ВВЕДЕНИЕ

 

 

Можно не сомневаться, что науке суждено

открыть людям много удивительного и

чудесного. Скажу даже больше: я убежден,

что открытия науки совершенно изменят

условия жизни на Земле, и многие из этих

чудесных открытий будут сделаны на глазах

нынешнего поколения.

 

Ж. Верн. Интервью

«Новой венской газете», 1902 г.

 

 

Ученым хотелось думать, что это случится

скоро, но ум говорил о тысячелетиях познания,

нужных еще для великого расширения мира.

 

И. Ефремов. Звездные корабли. 1944 г.

 

 

Подвиг расширения и преобразования мира – непрерывен, и каждое поколение живущих на земле знает подвижника, мыслью, словом или делом совершившего новый великий шаг, ставший необходимостью для растущего сознания человечества.

Подвиг Жюля Верна – просветительский. Первооткрыватели, гении науки и техники Нового времени непрерывной цепью трудов исподволь подготовили глобальные процессы девятнадцатого, а затем и двадцатого веков. Но для коренного изменения жизни грядущая реальность должна была стать близкой сознанию масс, зажечь его призывом к творчеству и верой в осуществление надежд. И в этом заслуги Жюля Верна огромны. Его пером европейская литература заговорила на языке романтики познания, счастливо соединив в себе захватывающие дух приключения, дерзкие проекты и весьма серьезные нравственные уроки. А с каждым новым томом «Необыкновенных путешествий» все яснее выступала сверхзадача, поставленная перед собой писателем – научно-художественное описание природы всей Земли. Этим многотомным описанием создавалось как бы наследие будущим поколениям, вместе с которым передавался как одно целое и творческий импульс взрослеющего ума человека, стремящегося к новой ступени своих отношений с матерью-землей.

Эти новые отношения предполагали и широкую разработку природных ресурсов, и владение мощной техникой, и социальные преобразования, поддержанные передовой наукой. Жюль Верн средствами фантастики, социально-политической сатиры и героических приключений разработал многие стороны ближайшего будущего, и большое число его предвидений сбылось, это хорошо известно. Но в целом двадцатый век вместо исполнения самых разнообразных человеческих желаний и прогнозов властно потребовал разрешения коренных вопросов общественного и планетного бытия. Задачу будущего пришлось решать заново: и науке, и философии, и литературе.

Одним из самых ярких дерзаний, охвативших все эти три раздела человеческого творчества, стала в 40-х – 70-х годах деятельность Ивана Антоновича Ефремова. Подвиг Ивана Ефремова состоял прежде всего в том, что он решительно освободился от нетерпения в прогнозах и ожиданиях и нашел правильный масштаб для человеческой деятельности – беспредельность. Он, ученый-геолог и палеонтолог, изучавший формы минеральной и животной жизни Земли, сменявшие друг друга в течение десятков миллионов лет, не мог мыслить отрезками в десятки или сотни лет, когда речь шла о будущем. Его мысль летела далеко, находя соответствие запросов только на просторах галактической ойкумены будущего человечества. И это дерзание было с веком наравне.

Правильно выбранный масштаб позволил исследователю успешно сводить в нерасторжимое целое достижения биологической и разумной эволюции, восхищаться равно инженерным творчеством природы и человека, и вместе с тем – сталкивать в художественных опытах разумное и животное начало в человеке, в диалектическом поиске общего для них ведущего начала – красоты. В литературных произведениях русского ученого вновь сплелись высокий романтизм, остросюжетные приключения, гениальные предвидения технических достижений и беспощадный социальный анализ современности.

Единство творческого метода, взаимосвязь мотивов биографий и произведений, портретное сходство вновь позволяют нам говорить о проявлении одного творческого духа, о последовательных воплощениях. В этом нет ничего удивительного – Жюль Верн в конце жизни очень сожалел, что должен уходить накануне эпохи грандиозных свершений, и всеми силами призывал осуществление справедливого общества, основанного на свободном труде и открытых знаниях. Советский опыт соответствовал лучшим его мечтам, как и надеждам миллионов его читателей. Намного интереснее другое: качественное изменение главных вопросов и ведущих тем, проявившееся в творческом сознании писателя в новой обстановке, в узле мира на пороге века космического огня, «века Агни», каким стало двадцатое столетие. Что в этих сменах творчества идет от внутренней лаборатории деятеля, логики его постепенного развития, и что – от гигант ских внешних давлений и тех течений, которые они вызывают? Биографии Жюля Верна и Ивана Ефремова дают богатый материал для размышлений, и еще более богатый – их произведения.

Прежде чем приступить к нашему исследованию, в ходе которого мы постараемся достичь необходимого понимания проблемы, отметим еще один знаменательный факт: Жюлю Верну, имевшему при жизни в России персонального переводчика – украинскую писательницу Марко Вовчок, посчастливилось впоследствии иметь в Советском Союзе и преданного биографа, написавшего о нем много интереснейших книг и статей – литературоведа Евг. Брандиса. Евгений Павлович в постоянном труде над темами из жизни и творчества любимого писателя одновременно общался со своим современником Иваном Антоновичем Ефремовым, писал о нем и о его произведениях на протяжении двух десятков лет так же глубоко и интересно. Это называется – «идти по лучу». Случай на путях прекрасного на самом деле не такой уж редкий, и любовь здесь действительно как сильнейший магнит, преодолевающий пространство-время куда вернее, чем машина Уэллса.

Вслед за Евгением Брандисом, по лучу любви к красоте познания, мы откроем страницы биографий и трудов Жюля Верна и Ивана Ефремова.

 

<< К ОГЛАВЛЕНИЮ